Активизация креативного процесса

Способность концентрации при создании новых идей полностью зависит от внешних условий среды, которые напрямую воздействуют на творческих разработчиков.

Поэтому одной из важнейших задач является задача организации оптимальных условий для продуктивного креативного процесса.

Активизация креативного процесса

К таким условиям можно отнести организационно-технические (совершенствование разделения труда в сфере менеджмента, применение современных информационных и коммуникационных технологий позволяют высвобождать время для творческой работы руководителей и специалистов), социально-психологические (создание комфортного социально-психологического климата, гарантий профессионального развития, роста и обучения, стимулирование творческой деятельности), экономические (материальные стимулы, льготы, премии) и др.

Об экономических и организационных мерах написано немало книг и учебников. Мы же остановимся на рассмотрении некоторых психологических приемов стимулирования креативного процесса (будь то видеомонтаж нового сериала или рисование нового полотна художником).

Это лишь один из примеров организации процесса вхождения в творчество.

Другой важной задачей стимулирования творчества является организация рабочего пространства. Так, порядок в комнате и на столе придает упорядоченность мыслям.

Креатора не отвлекают беспорядок, мелкие детали. Он может проще сосредоточиться на процессе осмысления, проще протекает процесс концентрации.

Прежде чем погрузиться в креативную деятельность, необходимо занять комфортное положение в пространстве. Так, одним из распространенных барьеров организационной креативности являются неудобные и тесные комнаты для собраний, неудобные стулья.

Поэтому нужно обеспечиться себя и креативную команду удобными креслами, хорошо осветить комнату, проветрить помещение, предусмотреть в ней диваны для отдыха.

Усилению процесса креатива способствует и то, когда члены креативной команды снимают галстуки, пиджаки, выключают телефоны, снимают часы. Все эти атрибуты могут снизить концентрацию.

Если над идеями работает группа создателей, то стулья можно расставлять так, чтобы члены группы могли видеть друг друга, — это способствует психологическому равенству участников группы.

Во многих корпорациях стараются спланировать рабочий кабинет таким образом, чтобы он оказался привлекательнее собственного дома — тогда менеджерам захочется провести в нем больше времени.

Поэтому сегодня работники уделяют куда больше внимания условиям работы, чем просто размеру заработной платы. В некоторых компаниях объединяют рабочее пространство работников, обеспечивая их двумя-тремя большими общими рабочими столами для принятия решений сообща.

Смена обычной обстановки тоже способствует креативу. Так, совсем не обязательно творить, сидя за рабочим столом и глядя в монитор. Совсем не обязательно привязывать себя к одному месту.

Полезно поменяться местами с коллегами (это позволит посмотреть на проблему «с другой стороны» в прямом смысле слова), менять расположение своего стола, кресла. Можно просто походить по комнате и посмотреть на ситуацию с разных углов зрения.

Кроме того, порой рабочее время не совпадает с часами творческой активности человека. Человек может сам загонять себя в ловушку и сопротивляться рамкам, которые требуют от него творческого процесса в определенное время.

Здесь главное помнить, что эти рамки устанавливаем мы сами, а значит, и в состоянии их расширять и менять.