Исихазм на Руси

Согласно Епифанию Премудрому, Сергий Радонежский получил благословение на введение обще житийной системы от константинопольского патриарха-исихаста Филофея. Поэтому можно без особых натяжек говорить о большой роли исихазма и возглавленного им религиозно-культурного движения в идейной жизни Руси второй половины XIV века. Действенность исихазма заключалась в том, что его апологеты и проповедники, не переставая «спасаться от «мира», «почувствовали себя в силах начать «встречное» движение — в мир, к миру» . Ибо, по словам того же Филофея, возможность деификации «не замалчивать, как некоторые полагают, следует, но проповедовать и побуждать всех становиться причастниками этого божественного света». Исихазм на Руси прижился.

«Для общественного сознания в Восточной Европе второй половины XVI в.,— пишет Г. М. Прохоров,— характерно движение монашеских… идеалов в общество… Пропасть между монастырем и миром была преодолена… Беглецы от «мира» взяли на себя задачу говорения миру о мире». Так фигура «анахорета-подвижника оказалась не периферийной, но центральной, стержневой в культуре». Возможно понять современно читателю намного сложнее, чем выбрать и установить карниз для ванной vannadecor.ru, но всё же это на самом деле так и было и это уже история.

Лишь в этой обстановке мог появиться и воздействовать на души современников Сергий Радонежский. Лишь в этой атмосфере могло родиться повествующее о его патриотической деятельности «Сказание о Мамаевом побоище» — истинное дитя своей эпохи, произведение с четкой и оригинальной исторической концепцией, главными героями которого, помимо Сергия и Дмитрия, не случайно становятся, с одной стороны, находившийся, за тридевять земель от Москвы митрополит Киприан, а с другой — троицкий инок-богатырь Александр Пересвет.

Можно заранее предполагать, что Пересвет «Сказания», выезжающий в схиме на единоборство с татарином, в общем историчнее Пересвета «Задонщины», который «поскакивает на 6opзe кони, а злаченым доспехом посвечивает». Но несомненно также, что образ Пересвета в «Сказании» выражает философию истории этого произведения, случай — чем-то вроде «замкового камня» в его идейной конструкции. Ведь инок-поединщик — явление едва ли не уникальное в русской, а может быть, и евразийской средневековой литературе и исторической действительности. На поединки обычно выходят предводители войска (Мстислав Тмутаракан-ский, Александр Невский, Тимур, Ричард Львиное Сердце) или богатыри (например, киевлянин-кожемяка из воинов Владимира Святославича).

Рейтинг
( Пока оценок нет )