Крещение Руси: мифы и факты

НИ ОДИН ВОПРОС не обсуждается в современными православными богословами и церковными проповедниками так активно и с таким явно выраженным полемическим запалом, как проблема взаимосвязи религии и культуры. Цель I обсуждения более чем конкретна: убедить русских людей, интересующихся различными аспектами социального прогресса, в том, что религия — первооснова культуры, ее глубинный стимулятор, а православие — главный фактор возникновения, становления и развития культуры русского народа. Именно православие, уверяет своих читателей русская эмигрантская печать и художественная литература, определило исторический путь России, ее «духовное бытие, т. е. культуру» (журнал «Православная Русь», 1980, № 1, стр. 2).

В этом контексте и введение христианства (по церковной терминологии «крещение Руси») рассматривается современными церковными авторами как исток культурного прогресса древнерусского общества — прогресса, сводящегося к простому усвоению нашими предками византийских эталонов культуры.

«Вместе с христианством,— утверждает автор статьи «Краткий обзор истории русской церкви»,— русская церковь принесла на Русь самые высокие по тому времени византийскую образованность, культуру и искусство, павшие на добрую почву славянского гения и давшие свой плод в исторической жизни народа» (50-летие восстановления патриаршества. Журнал Московской патриархии (далее ЖМП). Специальный выпуск, 1971, стр. 25).

Такая интерпретация культурного прогресса глубоко ошибочна. Усвоение и творческое переосмысление элементов византийской культуры, попавших на Русь в ходе христианизации древнерусского общества (христианство в данном случае выполняло чисто коммуникативную функцию — выступало в роли простого передатчика этих элементов), стало возможно только потому, что в дохристианской Руси не было некоего духовного вакуума, как утверждают современные церковные авторы, а наличествовал достаточно высокий уровень развития духовной культуры.

Опровергая расхожие домыслы об «отсталости древнерусской культуры», а также попытки вывести последнюю из христианизации древнерусского общества, академик Д. С. Лихачев писал:

«…Больше тысячи лет русскому народному творчеству, русской письменности, литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке» .

На наличие у наших далеких предков культурных традиций указывает и академик Б. А. Рыбаков. По его мнению, истоки русского народного искусства уходят в глубину тысячелетий, «ко времени принятия христианства русское искусство находилось на достаточно высокой ступени развития».

Из книги Н. С. Гордиенко «Крещение Руси»: факты против легенд», выходящей в Лениздате.

Рейтинг
( Пока оценок нет )