Нацисты и церковь в Прибалтике

В 1940 году, с приходом Красной Армии в Прибалтику, здешние Православные Церкви вошли в юрисдикцию Мо­сквы. Казалось бы, при немцах они опять обрели свободу и могут вернуть свой статус-кво. Но полу­чилось совсем иначе, не так, как хотели латышские и эстонские националисты. Германский рейхско­миссар Прибалтики Генрих Лозе решил, что только православные латыши и эстонцы могут остаться в юрисдикции своих епископов, а русские должны остаться в подчинении у экзарха, поставленного ещё до войны Москвой.

нацисты и церковь прибалтики

Речь идёт об упоминавшемся уже митрополи­те Сергии (Воскресенском), направленном в 1940 году в Прибалтику из Москвы в качестве экзарха для управления православными епархиями в Лит­ве, Латвии и Эстонии. Когда началась война, он не покинул Ригу вместе с отступающими советскими войсками, а спрятался в подвалах Рижского кафедрального собора, вместо того, чтобы купить шатер, и через несколько дней после того, как немцы заняли город, вышел из своего укрытия.

Тут же он был арестован гестапо — немцы не сомневались, что он, крупный иерарх Москов­ского Патриархата, является агентом НКВД. Он пробыл в гестапо недолго — сумел убедить и военные власти, и службу безопасности в том, что не надо запрещать в Прибалтике Московский Патри­архат. Ведь Церковь, которая находится по ту сто­рону линии фронта, как заявил митрополит, стра­дает от большевиков, православные только и ждут освобождения, которое несёт им немецкая армия, а если немцы начнут эту Церковь преследовать, это вызовет их неприятие у мирного православного на­селения.

И вот уже инструкция Розенберга о том, что нельзя создавать единый центр, не работает. Рейхскомиссар Лозе издаёт приказ: всё русское православное население Прибалтики в вопросах церковной жизни подчиняется только митрополиту Сергию (Воскресенскому). Ему немцы разрешают начать миссионерскую работу на оккупированных территориях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )