Пустосвят

Было время, когда на Руси были очень жёсткие времена. Религиозная нетерпимость была в порядке вещей, так как религия была прочно соединена с властью. Это сегодня, в век «демократии» у каждого есть свой смартфон, но нет своих чётких убеждений, за которые он готов был бы отдать свою жизнь. Например, как Пустосвят….

Казнь Аввакума в Апреле 1682 года сделала Пустосвята вождем старообрядчества. В этой роли он и представлен в царских хоромах.

Патриарх Иоаким вошел в историю как самый яростный среди всех архиереев русской православной церкви гонитель «раскольников» и свою ненависть проявил задолго до того, как в 1674 году воссел на первосвятительский престол.

Поразительное впечатление производит эта картина на тех, кому хорошо знакомо изображенное на ней событие,— она полна звуков! Кажется, что сумятица возбужденных голосов, громких выкриков выплескивается из рамы, словно из сказочного окошка, раскрытого в трехсотлетнюю давность.

Суровый, настороженный вопрос Иоакима:

—     Зачем пришли в царские палаты и чего требуете от нас?
—     Мы пришли к царям- государям бить челом об утверждении старой веры,— отвечает Никита Пустосвят.

Патриарх начал было речь о том, что надо повиноваться святой церкви, что книги богослужебные исправлены с книг греческих «по грамматике»…

И тут патриарха оборвал яростный возглас Пустосвята:

—     Мы пришли не о грамматике с тобой говорить! Зачем архиереи при осенении берут крест в левую руку, а свечу — в правую?

Спеша на выручку владыке, в «прения» вмешался холмогорский епископ Афанасий, тогдашний церковный идеолог и апологет. И вот тут-то наступает момент, как бы удержанный кистью на полотне. Едва Афанасий успел раскрыть рот, как к нему в лютой ярости рванулся Никита:

—     Что ты, нога, выше головы становишься?.. Я не с тобой говорю, с патриархом!

Епископ упал навзничь. С трона вскочила Софья.

—     Что Никита делает? — пронзительно закричала она. — На наших глазах архиерея бьет!

После оглашения челобитной «раскольников» выпроводили из Грановитой палаты. Но «прения о вере» не были на этом закончены: не прошло и суток, как царско-церковная власть прибегла к «решающему доводу»: Никиту Пустосвята обезглавили, его ближайших сподвижников отправили в монастырские тюрьмы.

Вот такое ДОБРОЕ православие!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )